Пятница, 29.03.2024, 16:45
Рязанское региональное отделение Российской Ассоциации политической науки
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи члена РО РАПН М.В.Балашовой Публикации профессора В.С.Авдонина
Публикации члена РО РАПН К.Н.Локшиной Публикации члена РО РАПН А.Мысовских
Публикации к.пол.н.О.С.Морозовой
Наш опрос
Оцените сайт РО РАПН
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог публикаций
Главная » Статьи » Статьи члена РО РАПН М.В.Балашовой

Участие населения в местном самоуправлении как условие развития гражданского общества в современной России
Участие населения в местном самоуправлении как условие развития гражданского общества в современной России Тема участия населения в местном самоуправлении для научного анализа представляется довольно сложной и многопрофильной. Для понимания реальных процессов общественного участия на низовом уровне необходимо исследовать как состояние института местного самоуправления, так и состояние гражданского общества в стране. При этом изучение «гражданского сектора» в регионах и городах рассматривается исследователями как возможность оценить реальное состояние гражданского общества, увидев как в частном проявляется общее, а в общем – частное. Также большое внимание к проблемам гражданского общества и самосознания через призму местного самоуправления продиктовано тем известным тезисом, что гражданское общество «вырастает» именно в городском пространстве, концентрирующем в себе разнообразие интеллигенции и профессиональных групп[1].
 
Таким образом, с одной стороны, в разнообразных формах участия населения на муниципальном уровне необходимо видеть потенциал для решения проблем гражданской активности населения. Именно местное самоуправление определяется согласно ст. 1 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[2]. Задача максимально институционализировать условия самостоятельного решения жителями своих локальных проблем определялась как приоритетная для всего проекта реформирования местного самоуправления в России[3]. В том, чтобы предоставить населению возможность участия в принятии решений, реализации гражданских инициатив, и концентрировалась сама суть муниципальной реформы. То есть данная реформа была непосредственно направлена на развитие гражданского общества в стране посредством стимулирования гражданской активности снизу. Данный контекст предполагает активное теоретико-методологическое изучение темы гражданского общества, в том числе теорий демократии, для работы над вопросом участия населения на местном уровне.
 
Но дихотомия вопроса соотношения общественного участия в местном самоуправлении и состояния гражданского общества заключается в том, что в реализации данных форм как в зеркале отражается вся палитра проблем гражданской активности в стране, накопленная к настоящему времени, – взаимоотношений власти и населения, в том числе исторических предпосылок, низкого уровня политической культуры населения, деятельности общественных организаций. Весь комплекс обстоятельств, связанных с проблематикой гражданского общества в России, определяет невысокую динамику форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
 
Уточним, какие формы участия населения в местном самоуправлении закреплены в российском законодательстве и реализуются в муниципальной практике. Среди данных форм или «институтов непосредственной демократии» выделяются решающие институты (непосредственное осуществление населением местного самоуправления) и институты участия в местном самоуправлении[4]. К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления законодатель отнес местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата (члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления), голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сходы граждан; к формам участия населения в осуществлении местного самоуправлении - территориальное общественное самоуправление, правотворческую инициативу, публичные слушания, собрание, конференцию и опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления. Статья 33 главы V ФЗ-131 подразумевает, что перечень данных форм неполный и может быть расширен правовым закреплением других вариантов участия, в том числе непосредственного, в региональном и муниципальном законодательстве.
 
В контексте подхода, превалирующего в настоящей статье и увязывающего общественное самоуправление на местах с состоянием демократии и гражданского общества в стране, приведем фрагмент из выступления Президента РФ Д.А.Медведева в Послании Федеральному Собранию РФ 2008 года. Концептуально обосновывая реформу политической системы в России, Президент Д.А.Медведев отмечает принципиальные изменения общественно-политического климата в стране. При этом выделяется два момента. Во-первых, готовность граждан к реализации своих прав и свобод: «Считаю, что граждане России сейчас в гораздо большей степени, чем в начале реформ, готовы к свободной деятельности (и профессиональной, и общественно-политической). Деятельность – без государственной опеки. Всё большее число людей рассчитывают прежде всего на себя. Полагают, что только от них зависит и их личный успех, а, следовательно, и успех всей страны». И, во-вторых, неготовность государственного аппарата, бюрократии взаимодействовать с такими свободными гражданами и препятствование общественно-политической активности граждан («государственный аппарат….сам себе народ» - примеч. М.В.). Важным дополнением при этом является разграничение проблем сильного государства и сильной бюрократии. Если первое необходимо гражданскому обществу как инструмент развития и поддержания порядка, то второе – смертельно опасно». Выход из данной проблемы видится в дальнейшем планомерном, настойчивом и решительном развитии институтов демократии: «…Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять всё большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению. Да, государство не может отказаться от ответственности в пределах его компетенции. И действовать нужно прагматично, трезво оценивая риски. Но действовать – нужно»[5]. В рамках Послания прозвучал ряд мер, способных обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь. Акцентировано при этом выборное и партийное законодательство «в целях оптимизации народного представительства», новый порядок формирования Совета Федерации РФ только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации, вопросы о СМИ. Особое внимание обратим на прозвучавшее предложение предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций. Также в актуальной статье «Россия, вперед!», опубликованной в сентябре 2009 г., оценивая состояние демократии и гражданского общества, Президент РФ Д.А.Медведев отмечает следующее: «Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала. Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки»[6].
 
Из этих фрагментов следует сделать вывод о том, что задача по созданию условий для соучастия граждан в управлении и самоуправлении, а значит развития общественного самоуправления на местах ставится на самом высоком уровне, является важной темой сферы публичной политики. Основной проблемой, которая тормозит общественно-политическое участие граждан, называется сопротивление самой власти и отсутствие необходимых институциональных условий.
 
Отметим, что законодательно, то есть на уровне формальных институтов, закреплена такая норма, согласно которой государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления (п. 2 ст. 33 ФЗ-131).
 
Приведем выводы профессора Е.С.Шоминой о том, что для развития общественно-властного института местного самоуправления важно предъявлять следующие условия к органам местного самоуправления[7]: - необходимость предоставления гражданам права принимать решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь; - создание условий для участия в принятии решений; - поддержка инициатив общественности; - поощрение развитие связей между органами местного самоуправления и общественными организациями; - создание инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности; - замена властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества.
 
Таким образом, местное самоуправление представляется той сферой, где права и свободы граждан могут максимально полно реализовываться, в том числе право на участие в осуществлении управления территориями наравне с властными институтами. В этой связи не только в целях проекта муниципальной реформы, но в интересах построения гражданского общества, необходимы целенаправленные меры по созданию условий для большей вовлеченности граждан в осуществление местного самоуправления. Важнейшим фактором системного характера, влияющим на процессы общественного самоуправления, является поведение самих властных акторов, не заинтересованных по своей природе в усилении общественного контроля и соучастии общественных акторов в реализации властных полномочий. Предполагаем, что оптимизировать данную систему можно более четко и обстоятельно прописывая механизмы, а также критерии эффективности и оценки в реализации тех или иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправлении на федеральном и региональном уровнях.
 
[1] Заболотная Г.М. Социальный и политический капитал гражданского общества в условиях посткоммунистического перехода: региональный аспект // Демократия, управление, культура: проблемные измерения современной политики. Политическая наука: Ежегодник 2006 / РАПН; Гл.ред. А.И.Соловьев. М., 2007. С.260.
[2] Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
[3] Выступление Президента РФ Д.А.Медведева на выступления на II Общероссийском гражданском форуме 22.01.2008 // www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928
[4] Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. М., 2008. С. 386.
[5] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 5 ноября 2008г. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=81294
[6] Медведев Д.А. Россия, вперед! // Официальный сайт Президента РФ www.kremlin.ru.
[7] Шомина Е.С. Соседское сообщество – ТОС – МСУ // http://www.hse.ru/org/persons/67539/index.html. С.2.

Категория: Статьи члена РО РАПН М.В.Балашовой | Добавил: Maria_B (03.12.2009)
Просмотров: 1725 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт управляется системой uCoz