Отсутствие горячей воды в домах большинства рязанцев получило на прошлой неделе политическое продолжение. Большинством голосов депутаты Рязанской городской Думы признали виновным в проблеме главу администрации Рязани и приняли решение о досрочном расторжении контракта с Олегом Шишовым.
Для многих это стало закономерным итогом. Ведь после одного из выступлений губернатора Олега Ковалева критика в адрес главы администрации полилась как из рога изобилия. Олег Шишов, в свою очередь, в долгу не остался, обвинив во всем Федора Провоторова. Впрочем, сам факт отставки главы администрации не сделал воду горячей. Как известно, вода политически нейтральна и оказалась совершенно равнодушна к бурным политическим баталиям. Что происходит? Почему чисто экономический вопрос перешел в политическую плоскость? Ситуацию комментирует рязанский политолог, доктор политических наук, профессор РГУ им. С.А. Есенина Владимир Авдонин.
- Кризис назрел - Кризис с горячей водой в Рязани не стал каким-то исключительным случаем. С подобными проблемами мы сталкиваемся практически каждый год. К сожалению, в обозримом будущем избежать политического фактора в их решении, по всей видимости, не удастся. И у этого есть несколько причин. Первая заключается в том, что этот кризис связан с общей тарифной политикой. Из года в год мы наблюдаем тенденцию, направленную на повышение тарифов. Это широкая проблема, связанная с ролью цен на топливо для российского бюджета. Дорожает топливо – растут тарифы, а значит и наша квартплата. Это существенным образом влияет на население, ведь доходы большинства россиян весьма ограничены.
Второй аспект – в городе на протяжении многих лет копились значительные долги за горячее водоснабжение и отопление. Наличие долга влияет на нас как в плане стоимости тарифов, так и в плане оказания услуг. А то, что оказывает существенное влияние на население, обязательно переходит в политическую сферу.
Сбой в системе
Мы видим, что структуры, призванные решать в том числе и коммунальные проблемы, выстроены неэффективно. Кризис вокруг Олега Шишова показывает слабые места властной системы.
Во-первых, это фактор влияния на городскую власть партии «Единая Россия». Олег Шишов был выдвинут на пост главы администрации города этой партией. Теперь он исключен из ее руководящих структур. А руководитель регионального отделения «Единой России» Аркадий Фомин признал кадровую ошибку партии. Но ведь в целом мы видим, что ситуация развивалась на глазах у партийной структуры в течение несколько месяцев, однако никаких шагов предпринято не было. Это показывает ее неэффективность. Правящая партия не контролирует очень важные процессы. Сложно сказать, почему так произошло, но факт остается фактом.
Во-вторых, региональные власти также были не на высоте. Ситуация развивалась у них на глазах: образовывались долги, шли переговоры. А они подключились в последний момент, когда проблема зашла в тупик. Всего мы наблюдаем четыре этапа развития событий: формирование тарифной политики, накопление долгов, провал на переговорах, отсутствие горячей воды. Так вот областные власти включились в работу только на четвертом этапе. В то время как тарифная политика находится именно в ведении региона. Рост долга никак не контролировался. Переговоры с Ново-Рязанской ТЭЦ не контролировались.
Одна голова лучше
В-третьих, свою неэффективность показал так называемый институт сити-менеджера. Это «двухголовая» система, когда городом управляют глава муниципального образования и глава администрации. Для того чтобы понять происходящее сегодня, вернемся на несколько лет в прошлое. В 2004 году был отменен принцип прямых выборов главы администрации города. И сразу же возник конфликт между губернатором Рязанской области Георгием Шпаком и главой администрации Рязани Павлом Маматовым. Результат – фактически город оказался обезглавлен на длительное время. Произошел острый конфликт в Горсовете, стороны подавали в суд и обвиняли друг друга в нелегитимных решениях.
Следующий конфликт между главой администрации и главой муниципального образования произошел в 2007 году. Тогда глава города (Семен Сазонов) потребовал расторжения контракта и подал в суд на главу администрации (Федора Провоторова). И вот сегодня мы наблюдаем очередное противостояние, которое отражается, прежде всего, на нас с вами, рядовых рязанцах. Таким образом, мы можем говорить о наличии повторяемости явлений, что может свидетельствовать о закономерности – «двухголовая» система порочна, порождает конфликты, в которые втягивается население.
Эту систему необходимо пересматривать. Например, модель прямых выборов мэра города начала действовать в 1996 году, и сразу острый конфликт между горсоветом и мэрией был прекращен. Мэром Рязани был избран Павел Маматов.
В 2000 году была предпринята попытка избрать мэра на заседании горсовета, но она оказалась неудачной. Конфликт прекратился в 2001 году только после прямых выборов. Таким образом, модель прямых выборов, как подтверждает практика, снимает конфликтность.
Опыт показывает, что у города должен быть лидер. Тот город, у которого есть лидер, будет процветать и развиваться. Наличие легитимного сильного лидера делает политическую конструкцию более устойчивой и стабильной. Стабильность не только привлекает инвесторов, но и убирает путаницу в полномочиях ветвей власти. Становится четко видно, кто и за что отвечает и кто должен решать конкретную проблему.
Подготовил Сергей Бизюкин
«ТВ-Панорама», № 38, 2010
|